top of page

Кто в куклы не играл - тот счастья не видал

                30 чудесных тульских, калужских, нижегородских кукол, сделанных из разноцветных лоскутов ткани, из частной коллекции предоставила краеведческому музею Марина Васильева из города Москва. Её коллекцию составляют три вида кукол: обрядовые, обереги и игровые. Вы можете увидеть коллекцию и заказать экскурсию по этой теме в краеведческом музее.

               Куклы-обереги ведут свою историю с древнейших языческих времён. Куклы помощницы оберегали мир людей от тех злых духов и сопровождали человека с рождения до самой смерти. Ни одно событие, ни один праздник в деревенской жизни, будь то свадьба, или сбор урожая, проводы зимы, или Масленица не обходился без кукол. Все виды кукол заслуживают внимания и восхищения. Куколок мастерили и приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Делали их при помощи скруток, без использования острых предметов: иглы и ножниц. Ткань старались рвать, закручивая в столбик, и связывали нитками. На груди мотали обережный крест красными нитками.

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. Кукла дарилась в день свадьбы. При переезде куклу брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.  Выполнялись первоначально также из природных материалов: дерева, лозы, травы, соломы.  

                Особенность кукол – чистый лик. Существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в неё может вселиться душа, и как бы она не перетекла в душу ребёнка. Наши предки знали, как с помощью кукол улучшить свою судьбу. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку и бережно три раза переворачивал её, против часовой стрелки, приговаривая: «Повернись ко мне с добром, отвернись от меня со злом».

              Кукла Капустка (Рванка, Вепсская) – очень важная кукла в жизни девушки, женщины. Эту куклу делали девушки, которые собирались замуж. Куклу ставили на окно, считалось, она помогает сделать правильный выбор своего суженого. Когда жених находился, куклу убирали в сундук для привлечения достатка. Капустку брали с собой девушки на посиделки. Парни приходили на посиделки песни послушать, с девушками знакомились. Если парень брал грубо куклу, да смеялся над ней, то девушка делала выводы, что и с ней так будет обходиться. А если в руках держал бережно куклу, осторожно, то и в семье не обидит.

              Кукла Пеленашка  изображает плотно спеленатого младенца. Считалось, что ограниченные движения делали ребёнка незаметным для злых духов. Спеленатые куколки клали в колыбельку до появления малыша. Оберег помогал дурачить нечисть, притворяясь ребёнком, забирая на себя всё лихое, что ему предназначалось.

              Кукла Мамушка - образ матери с детьми. Дети – тульский жгутик, девочка и мальчик, они символические руки матери, привязанные к поясу. Вот сейчас руки мамы заняты детьми, а потом они станут продолжением и её помощниками.

             Кукла Сонница – куколка ложилась спать с малышом и мать над ним  приговаривала: « Сонница- бессонница, не играй с моим малышом, а играй с этой куколкой».

             Кукла Желанница - помогает в исполнении желания иметь ребёнка и других пожеланий. Хранили её в коробочке от чужих глаз. Чтобы исполнить желание, хозяйка повязывала куколке красивую ленточку или тесьму, или прикрепляли красивую бусинку на неё. Хозяйка куклы подносила к зеркалу куколку и приговаривала: «Полюбуйся на себя, красавица. Исполни за подарок моё желание». Желание в подробностях рассказывали кукле. Как только желание или мечта исполнялись, куклу или сжигали или пускали в реку, но непременно перед этим благодарили куклу за хорошую работу.

             У куклы оберега Десятиручки не две, а сразу десять рук. Считалось, что эта кукла подарок хозяйкам древнеславянской богини домашнего очага и урожая Макоши. Вот что рассказывает история. Хозяйка, перегруженная работой, горько заплакала: «Как справится с многочисленными делами?» Макошь услышала и сжалилась над женщиной. Добавила ей пару рук. Хозяйке их не хватило. Богиня снова сжалилась, подарив ещё несколько пар рук. Когда хозяйка вновь попросила помощи, та разгневалась и лишила её дара, оставив куклу Десятиручку. И так хороша была эта помощница с десятью руками, ведь каждую руку куклы ниткой разного цвета обмотали, чтобы за разные работы отвечала в доме Десятиручка. Лента на голове – очельник. Десятиручку в старину дарили девушке, которая готовилась выйти замуж – дел у неё много, надо приданое готовить. Дарили и молодой жене, чтобы она в новом месте, в новом доме всё успевала. Делали куклу с приговором: «Плету тебя, красавица, чтобы управляться со всеми делами скоро да споро!»

             Календарные обрядовые куклы делались к определенному времени. И они не считались игрушками. Это были амулеты, обереги. Например, в июне, в самый рост трав изготавливали «Кубышку-травницу». Куклу наполняли свежей мятой, мелиссой, душицей, чабрецом, чтобы по избе разносился дух, отгонявший болезни. В руках у Кубышки – Травницы мешочки с травами. Бережет здоровье человека.

             В июле мастерили кукол – Покосниц с обмотанными обережной нитью руками. Одну, отправляясь на покос, брали с собой и ставили на первый сметанный стог на сохранность. Вторая должна была беречь руки косцов от ран. А третью брали для малых детей, пока взрослые работают.  В августе – Жницу- помощницу в жатве. Куклу клали на полосу и от неё начинали жать. На поясе закреплены несколько колосков, мешочек с хлебом и солью, а за спиной платком привязаны двое младенцев. 

             В сентябре делали Крупеничку, или Зерновушку. Иногда её звали Горошинка. Куклу в виде тканевого мешочка набивали зерном, нередко смешивая несколько сортов. Кукла показывала достаток людям, обеспеченность семейства. А если нужда приходила зимой, то можно было запасы куклы и съесть.

             А Тульскую обережную куклу Козьму и Дамиана – покровителей кузнецов делали на 14 ноября на осенние Кузьминки. Народ представлял Кузьму и Дамиана кузнецами Зимы, что заковывали землю и воду в ледяные оковы. Обеих братьев возвели в святые. Они прославились своим талантом излечивать болезни людей и животных от разных болезней и делали это безвозмездно. Одеты - в фартуки, и у каждого из братьев в руках, или за поясом есть кузнечный молот, щипцы, или подковы. Время уборки урожая у славян закончилось, подошло время отдыха и свадеб. Кузьма и Дамиан ковали свадьбы. Кольца ковали. Девушки просили: «Батюшка, Кузьма и Дамиан! Скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой бородушки, до долгой бородушки. Кузьма - Дамиан по сеням ходил, гвозди собирал, да свадебку нам ковал!»

             Их считали покровителями семьи.

             Кукол – Лихоманок делали поздней осенью, чтобы Лихо вселилось в куклы вместо людей. В славянских мифах Лихоманки - злые демоны болезней в облике 13 женщин - сестер. Их насылал на род людской злой Чернобог, который сотворил Лихоманок из болотной грязи и отрепья. Это оберег от болезней. Кукла отвлекала на себя внимание злых сущностей, защищая семью от хворей. Эти  куклы  крутили кучкой, и связывали на одной бечевке. И обязательно называли их от какой болезни себя собираешься уберечь. Вешали их за печкой. Старшая Кумоха – повелевала младшими и насылала весной и осенью простуду. В народе говорили о простуде на губах: «Кумоха в губы поцеловала», «Кумоха выскочила». Каждая из сестёр Кумохи отвечала за свою болезнь. Глядея - за бессонницу, Глухея - за слух, Грудица - вызывала хрипы в груди, болезни легких, Ледея - озноб, Огнея - жар, Трясея - тряску, Ломея - ломоту в костях, Пухлея - опухоли, Желтея за болезни печени…

             25 декабря готовили куклу оберег  Спиридон Солнцеворот. В руках он держит колесо- образ солнца. По поверьям славяне верили, что в этот день солнце поворачивает на весну. Кукла помогала хозяину принять правильное решение, раскрутить дело, выйти из жизненного тупика.

             С 7 января до 17 января – святки. В деревнях проходил праздник Колядки. Из глубокой древности Колядки изначально изгоняли тёмную силу из села, защищали людей и скот от болезней. Колядующие воспринимались как возвращенные из иного мира умершие предки к своим домам. Подарки для колядующих (предков) означали надежду на помощь в сельскохозяйственных делах. Для праздника юноши и девушки наряжались в страшила. Скрывали свои лица, чтобы быть неузнанными. Таким образом, души предков приходят помочь обеспечить сытую жизнь деревни или села. Обязательно на Колядки сопровождала кукла Коза, а также головные наряды в виде козы с рогами, коровы, лошади. Коза, корова, лошадь – кормилицы, помощницы человека.

             Куклы вобрали в себя всё, что так не хватает в нашем современном мире – запахи разнотравья, золотые колосья зерновых, мягкость льна, домотканого холста. У наших предков все было устроено со смыслом и значением. Тряпичные куклы - народное искусство, которое поддерживало духовную жизнь семьи на протяжении всей жизни.

                                            

                                                                                                                                                Материал подготовила О. П.Шуваева.

IMG-20221117-WA0000.jpg
IMG-20221117-WA0005.jpg
IMG-20221117-WA0006.jpg
десятиручка.jpg
bottom of page