Ночь искусств «Городецкий гость» в Петушинском краеведческом музее  МБУК РЦТ

Городецкий период жизни и творчества художника И.И.Левитана проходился с мая по декабрь 1892 года в Покровском уезде. По картинам этого периода можно заметить, что у художника любимым временем суток были сумерки. Именно моменты предвечернего времени – уходящей красоты дня завораживали художника, и нашли отражение в Городецких работах.

В наших краях  И.И. Левитан оказался не случайно. Вблизи станции Болдино, в Сушнево располагалась усадьба Анны Тимофеевны Карповой. Анну Тимофеевну Карпову, урожденную Морозову, Левитан знал через её родного брата Сергея. Бывал там по-простому в гостях один, и с С.П.Кувшинниковой.

 

24 мая 1882 года Исаак Ильич Левитан с художницей Софьей Петровной Кувшинниковой, верно сопровождавшей его во многих творческих путешествиях, выехали из Москвы во Владимирскую губернию. А на следующий день, 25 мая  в своём письме Павлу Михайловичу Третьякову он написал: «Поселился я в довольно милой местности и думаю поработать. Разумеется, весь успех работы будет зависеть от здоровья, которое немало мешает во многом… На всякий случай сообщаю свой адрес: по Нижегородской ж.д. станция Болдино. Имение Городок. Мне».

 

Имение Анны Тимофеевны Карповой - Городок, где поселился Исаак Левитан, ныне слилось с деревней Пекша Петушинского  района. В имении Городок и его в окрестностях художник написал более двух десятков этюдов, эскизов, картин. Одна из них  «Владимирка» или «Володимирка», как подписал её Левитан, создана на 134 км шоссе недалеко от деревни Пекша. Возле этого места в настоящее время стоит стилизованный голубец.

 

В этом же письме П.М. Третьякову из Городка Левитан также сообщил, что напишет там несколько этюдов воды, а в конце мая вернется в Москву, и будет переделывать картину «У омута». Местная жительница Анна Ивановна Соколова, жившая в церковных домах вблизи Кресто-Воздвиженского храма  в Костерево, будучи десятилетней девочкой встречала Левитана. Вот как она обрисовала художника: «Он малевал воду, под берегом Липенки, в том месте, где осуществлялась переправа на деревню Аббакумово. Мы дети, бегали вокруг него, пытались обратить на себя внимание, а он  не замечал нас. Одет он был в клетчатые брюки и в черную рубаху. Волосы и борода чёрные, и сидел под чёрным зонтиком от солнца».

Дом в Городке, в котором нашёл гостеприимный приют Левитан, принадлежал волостному писарю Александру  Никифоровичу Попкову.

Левитан поселился в передней, там же была и его мастерская. Хозяева полюбили художника, поили его парным молоком. Окна дома в Городке выходили на пойму реки Пекша. Этот вид  Левитан запечатлел в картине «Летний день».

В деревне Городок всего в одну линию домов. И один из них мы можем видеть на  картине  Левитана «На даче в сумерки». Это дача врача Ларионова, с которым художник приятельствовал.

Старожилы помнят, как создавалась ещё одна картина Городецкого периода «У озера». Левитан попросил местного жителя Снегирева, чтобы он возил его на телеге на место его этюдов - озеро Кукушкино, а вечером забирал.

Недалеко от Городка, Левитана привлёк своеобразный закат над сосновым лесом, а тень от деревьев опускалась на гладь реки Пекша. Художник приходил сюда в спускающихся сумерках, и по нескольку подходов, написал картину «Лесистый берег – сумерки».

Здесь, в окрестностях железнодорожной станции Сушнево с Вареевской горы родилась работа «Поезд в пути». История этой картины такова. Во время прогулки Левитана проходил товарный поезд на Нижний Новгород, с небольшими окошечками, затянутыми сверху проволокой. Сопровождавший в Левитана местный житель пояснил: «Везут каторжников в Сибирь».

Любопытно, что картину «Лунная ночь, дома»  художник создавал в деревне Желтухино, находящейся в трёх км от Городка,  в полдень, когда солнце бросало на дорогу тени.  А сама картина Левитана передаёт нам именно лунное освещение в летнюю ночь.

Информация для экскурсии почерпнута из статей костеревского краеведа Евгения Дмитриевича Соловьева, который публиковался в Петушинской районной газете «Вперёд»  в середине шестидесятых годов ХХ столетия и по воспоминаниям краеведа Марии Афанасьевны Кочуевой.